туроператор с 2004 года

Офис на Карла Либкнехта

+7 (3952) 706-291, ‎8(902)5779644

Офис на Академической

+7 (3952) 500-491, ‎8(902)5779642
многоканальный телефон
+7 (3952) 707-015
авиакасса:
+7 (3952) 500-491
Туры в Азию и Индокитай

Мьянма (Бирма)

Неизвестная Бирма. Путешествие в Мьянму из Иркутска

Автор Алексей Ш.

 В Мьянму-Бирму летели через Бангкок Тайскими авиалиниями. До гостиницы в Янгоне добрались уже вечером. Заглянули в расположенный рядом магазинчик, понабрали кучу фруктов, из цен следовало, что все практически даром, но на кассе нашу веру в Мьянму, как в супер дешевую державу, несколько поколебали. Оказалось, что на ценниках указана стоимость не килограмма, а штуки. Янгон, бывший Рангун, бывшая столица, самый крупный город Мьянмы. Транспорт в Рангуне мало оживленный; повсюду ездят малолитражки моделей 60-х годов, и которым приданы кузова с сиденьями. Кузов, как правило, заполняется вдвое, и на подножках обязательно кто-то висит. Да, японские старые грузовики, используются по самому широкому назначению. Трансспорта мало, а город огромный и разбросанный. В центре стоят колониальные английские дома и правильная прямоугольная сеть однообразных улиц.

Огромная золотая ступа Шве Дагон возвышается над городом. Для иностранцев оборудован специальный лифт, чтобы не подниматься на пагоду по сотням ступеней. Потоки людей вокруг ступы создают общее ощущение праздника. Напротив Шве Дагона – еще одна такого же размера пагода, но она совсем не популярна, потому что возвели ее в 1980 году по указанию генерала Не Вин.

Следующей бывшей столицей, которую мы посетили стал Баган. Его еще называют городом миллиона храмов. Это конечно преувеличение, но сотни ступ и пагод разного размера и сохранности (11 – 13 век) увидеть можно.

 

Из аэропорта мы сразу же поехали на экскурсию. Наш гид назвался Володей, поскольку настоящее его имя иностранцу произнести было очень сложно. Представился он профессором славистики, говорил довольно мало, видимо из-за скудности русского словарного запаса. Вдоль мутной реки Изавади раскинулись в беспорядке сотни культовых сооружений, сложенных из бурого кирпича.

Основной объект осмотра пагода Швезигон – массивное пятидесятиметровое сооружение, нестерпимого золотого блеска, вынуждающего почтительно склонять голову. Вокруг нее раскинулся целый комплекс со множеством ступ, статуй, алтарей, галерей. На ее территории даже есть святилище с отпечатком ступы Будды.

Храм Ананда с неуловимой улыбкой Будды, потом был Храм Годопалин, еще одна ступа Бупейя. Количество новых впечатлений, не переходит в иное качество, мы пресыщены, дает знать о себе усталость и нас везут в Баганский отель, на воротах так и написано Baganhotel. Вечером ездили смотреть закат над Баганом с верхней террасы храма Мьяу Гуни. Потрясающее зрелище.

Археологическая зона раскинулась аж на сорока квадратных километрах. Поскольку ступы и пагоды будут встречаться нам на протяжении всего маршрута, определимся с терминами, ступа – это культовое сооружение куполообразной формы, сложенное из кирпича, позолоченное или белёное. Осмотр начинаем с попавшейся первой «IZA GAWNA PAGOD`ы», так написано на табличке у входа, в принципе по цвету похоже, но не по консистенции, пагода сложена из бурого кирпича. Следующий объект осмотра — вторая по почитаемости в Бирме и первая в Багане пагода Швезигон. Позже пагоду расширили, позолотили, обнесли оградой, сегодня это массивное пятидесятиметровое сооружение, такова же и сторона основания, нестерпимого золотого блеска, вынуждающего почтительно склонять голову, а вокруг раскинулся целый комплекс со множеством ступ, статуй, алтарей, галерей, павильонов для медитации, впрочем, как и вокруг всех более-менее значимых пагод. По некоторым источникам в Швезигоне также замурованы ключица Будды, кое-где написано ребро, и налобная повязка, иногда переводится как лобная кость, добытые Аноратхой в битве с соседним королевством, и именно их возил на своей могучей спине наш уже в который раз помянутый белый слон. К сожалению, об этом узнали уже вернувшись домой, приданный нашей группе русскоязычный гид был чрезвычайно скуп на информацию. Впрочем, я слишком забежал вперёд, в то время как наш автобус только остановился у храма Ананда. Это памятник того же самого легендарного для Багана далёкого одиннадцатого века. Более всего храм известен четырьмя позолоченными десятиметровыми статуями Будды, встречающих паломников на каждом из четырёх, ориентированных по сторонам света входов. Две статуи (восточная и западная) были утрачены и заменены «новоделаными» восемнадцатого века копиями. Подлинные северная и южная позиционируются как меняющие своё выражение при взгляде на них с разного расстояния. Это действительно так, но ничего сверхъестественного, из-за высоты статуй, меняется угол обзора, и неуловимая улыбка Будды то исчезает, меняясь на более строгое выражение, то появляется вновь. Не только внутренний осмотр храма представляет несомненный интерес, но и внешний – золочёный в форме бутона лотоса главный купол, когда-то белёные, но благородно потемневшие от времени стены со множеством лепестков, завитков и прочих архитектурных украшений. Покой храма охраняют расположившиеся по периметру мифические звери, таких видеть ранее не доводилось, полностью бирманское творчество, звериная голова, какой-то собака-лев с двумя туловищами, оба его тела, тут ошибиться невозможно, мужского пола. На территории отеля, и это уже никакая не стилизация, находится полуразрушенная пагода 12 века, а за оградой, но совсем рядом величественный храм. Осматривать храм мы не пошли, человек слаб, а вместо этого скоротали время до обеда у бассейна, попивая коктейли и, noblesse oblige, любуясь прикрытым листвой куполом храма. После обеда и фабрики лаковых изделий, неотъемлемом атрибуте любого группового тура, едем смотреть закат над Баганом.

Ещё одного дня в Багане явно недоставало. Хотелось  побродить без спешки у других ступ и храмов, причём выбрать симпатичные тебе, а не запланированные программой.

Но нужно было лететь дальше, в очередную бывшую столицу (сюда она была перенесена в 1860 году), а теперь второй по величине город Мьянмы Мандалай.

Достопримечательностей в Мандалае много, поэтому тут мы на два дня. Едем мимо Мандалайского Кремля (отдалённо напоминающего Московский своими размерами и зубчатыми стенами), осматриваем  самый длинный в мире деревянный мост У-Байн через озеро между Мандалаем и Анарапурой, и огромная мраморная книга, наконец главное мероприятие дня – поездка на небольшом пароходике в Мингун, вверх по реке Иравади.мингун и его окрестности – это просто музей Гиннеса какой-то; собрание всего самого-самого. Возвышенность с недостроенной ступой, оберегаемая безголовыми львами, огромный колокол белая пагода Синбьюме, ну и конечно шикарный вид, открывающийся с возвышенности.

 Следующий день был ещё более напряжённым. Встали рано. Ехали сначала на автобусе, потом форсировали Иравади на лодках и далее путешествовали на тесных и жестких конных повозках. Экскурсионная цель – одна из древних бирманских столиц  Ава и усеянный ступами и пагодами Саганский холм. Великолепные пейзажи с рисовыми полями, белоснежные и золоченные пагоды, прикрытые зеленью и отражающиеся в синеве вод. Несколько подпортило поездку обтлте торговцев мальчишек и девчонок, назойливо предлагающих ненужные нам курительные трубки и бронзовые колокольчики.

 

Наше время в Мандалае закончилось, утром самолёт Янгонских авиалиний унёс нас в сторону озера Инле. Прежде чем отправиться к озеру, посещаем Пиндаю. Если ступ, пагод, храмов мы насмотрелись предостаточно, и они уже как-то начали в голове путаться, то Пиндайя уникальна и явно входит в пятёрку самых запомнившихся мьянманских достопримечательностей. Расположенные здесь обширные, естественные пещеры вмещают восемь с лишним тысяч статуй Будды. По территории всех буддийских святынь принято ходить босиком, вот и мы по полу мокрому и холодному, отделанному керамической  плиткой с тихим восторгом перемещались по многочисленным залам.

Место очередного ночлега – отель на сваях посередине озера Инле. К пристани мы ехали на автобусе по живописной дороге. Озеро по размерам довольно большое 10 на 20 километров, до отеля мы плыли на шестиместных каноэ часа полтора. Заселились в громадные двухместные бунгало с индивидуальным спуском к воде. Водная гладь вокруг бунгало обильно поросла лотосами, привлекающими к себе не только восторженные взгляды, но комаринные стаи.

На следующий день целой флотилией отправились в путешествия по озеру. Нас и тут доставали местные торговцы, следуя за нами на своих лодчонках, но здесь на водной глади, они создавали дополнительный колорит этому необычному месту. Протоки, каналы, целые деревни на сваях с плавучими огородами, снующие жители  на своих лодках, гребущие необычным способом, а именно ночами. Высадившись на берег в местечке индейн, нам предложили обширную познавательную программу, включающую прогулку по каменному лесу, посещение храмов и пагод. На озере мы познакомились с бытом местных племен. Это и длинношеие женщины народности Карен (их много еще на севере Таиланда), и шапы, и народ Пао. Они, местные жители и есть главное богатство озера Инле.

На этом наш познавательный, экскурсионный тур закончился и мы вылетели к ласковым водам Бенгальского залива в Нгапали бич. Там уже в курортной зоне, релаксируя три дня, купаясь и нежась на пляже мы подвели итог нашему удивительному путешествию.

Мьянма оказалась изолированной страной с добродушными, мягкими и общительными людьми, которые, подобно жителям бывшего СССР, испытывают живой интерес к гостям из далеких стран, имея весьма ограниченные возможности получения информации о событиях в мире. Местами кажется, что попал в прошлый век, а местами – что в 60-ые годы. Бирманцы настолько заботливы и ревностно относятся к своей культуре, к буддийским монастырям и храмовым центрам, что можно наблюдать жизнь буддийской общины в чистом виде, как это происходило много сотен лет назад. Бирманцам еще предстоит «перестройка», внедрение «рыночной экономики», развитие туристической инфраструктуры. Спешите посетить Мьянму, пока ее самобытная культура не перешла на службу коммерции, как это было в Таиланде!