Хиппи - ЭкзотикАзияТур
туроператор с 2004 года

Офис на Карла Либкнехта

+7 (3952) 706-291, ‎8(902)5779644

Офис на Академической

+7 (3952) 500-491, ‎8(902)5779642
многоканальный телефон
+7 (3952) 707-015
авиакасса:
+7 (3952) 500-491
Туры в Азию и Индокитай

Хиппи

Хиппи

Хи́ппи — философия и субкультура (англ. hippy или hippie происходит от разговорного hip или hep, — «понимающий, знающий». Расцвет движения пришелся на конец 1960 — начало 1970 гг. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.

Лозунги хиппи:
— Make love, not war! («Занимайтесь любовью, а не войной!»);
— Off The Pig! («Выключи свинью!», игра слов — «свиньёй» назывался пулемет M60, атрибут и символ Вьетнамской войны);
— Give Peace A Chance («Дайте миру шанс», название песни Джона Леннона);
— Hell No, We Won’t Go! («Ни черта мы не уйдём!»).


Гимны. Пик популярности движения пришёлся на «лето любви 1967», когда были выпущены гимны хиппи, которые можно прослушать в Youtube:
— I’ve Got You Babe в исполнении Сонни и Шер;
— San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair», автор Джон Филлипс из группы «The Mamas and the Papas», исполнялась певцом Скоттом МакКензи);
— All You Need Is Love («Всё, что тебе нужно — это любовь!» группы «The Beatles»);
— She’s Leaving Home группы «The Beatles». 


Философия хиппи:

— человек должен быть свободным;

— достичь свободы можно, лишь изменив устройство своей души;

— поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;

— красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;

— все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;

— духовная община — идеальная форма общежития;

— все, думающие иначе, заблуждаются.


История. В 40-50-х гг. XX в. в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Одними из предшественников хиппи была группа «Весёлые проказники».


Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались «hips». В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.


Началом движения хиппи можно считать 1965 г. в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери, районе Сан-Франциско, позже в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели так же место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда — 70г.). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».


Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 г. в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма.

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Идеи хиппи, казавшиеся в 70-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.


Символы и атрибутика:

легендарный мотоцикл Royal Enfield
— старый микроавтобус «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower Power». На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками. 


— Пацифик («лапка») — символ мира. Логотип Организации ядерного разоружения, используемый и для антивоенных демонстраций.

— Символ инь и ян, используемый и популяризируемый хиппи.

Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «шибори»). Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и тп.

Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом т. н. «пионеров» (то есть начинающих) и в среде «олдовых», как правило, вызывают ироническую реакцию. Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи.


Коммуны (общины) хиппи — главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома (самовольное вселение или сквоттерство) в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации. Наиболее известные коммуны: в Сан-Франциско («Народный парк» и мн. прочих, США) и Христиания (Дания). В настоящий момент коммуны хиппи имеются на Ибице, Гоа, Бали, в Марокко и др. Общины бывших хиппи, построенные на принципах коммуны, сохранились и в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и тусовок на хипповском флэте или «рэйнбоу-клубе».


Хиппи и наркотики. Относительно роли галлюциногенов хиппи придерживаются двух мнений. Эти мнения объединяет уверенность, что психоделики способствуют «расширению сознания», создают условия, в которых человек начинает осознавать в себе наличие «души». Разногласия существуют лишь в вопросе о том является ли наркотическое опьянение необходимым и достаточным условием или только одним из возможных средств «расширению сознания», для обретения «видения».


Согласно первой интерпретации, тот кто не вполне принял и усвоил опыт психоделических трипов, остается чужд «видению» и, следовательно, не способен признать истинность идеологии хиппи. Затем, с той же точки зрения, любой, прибегнувший к психоделикам, по необходимости обретает «видение» в его идеологически фиксированной форме. Неудачный или катастрофический опыт галлюцинаций в таких случаях объясняется какими-либо обстоятельствами: «видение» было истинным, но новичок оказался неподготовленным к его правильному пониманию, или был слишком тесно связан с «обычным миром», или находился в неподходящем окружении, помешавшем «правильному» воздействию психоделика.


Согласно другому, более распространенному мнению, психоделики только одно из средств, помогающих разрушить границы привычного восприятия, но сами они не преображают личность: «Хотя „кислота“ не имеет ценности сама по себе, не делает вас ни святым, ни добрым, ни мудрым, а всего лишь одурманенным, её можно использовать достойным образом. Она может быть воспитательным средством — с её помощью можно кое-чему научиться». С этой точки зрения, помимо психоделиков, существуют и другие способы достижения «видения»: медитация, восточные культы и до некоторой степени «западная» религия. В соответствии с такой интерпретацией нет никаких гарантий насчёт того, что именно человек обретет под действием галлюциногена: «видение» ли, которое лежит в основе исповедуемой идеологии, или «видения», совершенно не совместимые с этой идеологией.

Хиппи и политика. Мемориальный знак мира в Арколе, штат Иллинойс, США. По кругу написано: «Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь» от создателя мемориала Bob Moomaw . Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным. Революция в понимании хиппи — уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений вместо вооруженной борьбы с мыслью о перестройке мира.


В США Джерри Рубином, Эбби Хоффманом и Полом Красснером в 1967 г. было основано движение Йиппи (от аббревиатуры YIP — англ. Youth International Party — международная молодёжная партия). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых, сотрудничали с «Чёрными пантерами» и устраивали многотысячные марши и демонстрации. Самой известной их акцией, вызвавшей бурный резонанс в обществе, считается выдвижение от своей партии кандидата на пост президента США. Этим кандидатом была свинья по имени Пигасус.


Хиппи в СССР. Громкое выступление хиппи в Москве — это «Марш любви», когда советские хиппи вышли на улицу голышом и были задержаны милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие просто хотели жить вне политизированного строя.


Представителей субкультуры хиппи (хиппари, хиппанутые) в конце 60-х — 70-х гг. легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР на «тусовках». В Москве — «Психодром № 2», «Фрунзенский садик» (ул. Знаменка), «Пушка» (пл. Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский б-р), в Петербурге — «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (пл. перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на временное проживание, у кого-либо из знакомых).


Советская (русская) культура хиппи сформировала свой сленг, на основе английского языка и арго. Например: «ксивник» (от «ксива» — документ, маленькая сумочка для переноски сего документа), «хайратник» (от «хеир» — волосы), ленточка на лбу (по легенде — чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек) и др.

Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшн», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт».

Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин — хипповать, означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряжное отношение к такому состоянию.


Появившись на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодежи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные: неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, вообщем, прямая противоположность «советского человека», «строителя коммунизма» — опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии». О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70-х.


В настоящее время в Москве действует несколько творческих объединений хиппи: арт-группа художников «Фризия», творческое объединение «Антилир», ассоциация музыкантов «Время Ч», «Коммуна на Пражской».


Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering.

Источник: rossyanka.ru