Солнечный остров сказки — не обман. о.Сайпан - ЭкзотикАзияТур
туроператор с 2004 года

Офис на Карла Либкнехта

+7 (3952) 706-291, ‎8(902)5779644

Офис на Академической

+7 (3952) 500-491, ‎8(902)5779642
многоканальный телефон
+7 (3952) 707-015
авиакасса:
+7 (3952) 500-491
Туры в Азию и Индокитай

Солнечный остров сказки — не обман. о.Сайпан

          Каждый раз, когда жителей Сайпана спрашивают о погоде, те популярно разъясняют, что дни на острове бывают только двух видов: теплые, когда независимо от времени года 29 градусов в тени, и прохладные, когда этих градусов примерно на пару меньше. Море же и зимой, и летом практически одним градусом — 26. Есть, правда, исключения в виде изредка случающихся тайфунов, которые имеют обыкновение где-нибудь в этих тихоокеанских краях и зарождаться. Но и они не помешали Сайпану занять достойное место в Книге рекордов Гиннесса за самую стабильную в мире температуру..

       Когда припекает, ясное дело, хочется охладиться с помощью жидкости — хоть снаружи, хоть изнутри. Это обстоятельство в значительной мере стало побудительным мотивом двух других мировых рекордов, установленных на Сайпане. Прямое попадание в Книгу рекордов Гиннесса остров совершил, став мировым лидером по количеству потребляемого пива на душу населения. А 17 апреля 1999 года там было зафиксировано самое массовое ныряние в мире, когда в лагуну разом погрузились 215 дайверов. Список рекордов можно было бы продолжать, упомянув хотя бы Марианскую впадину-рекордсменку глубиной свыше 11 километров, в непосредственной близости от которой в самом большом в мире Тихом океане расположен Сайпан.

         Море здесь, как говорят, семь раз в день меняет цвет, опровергая самые смелые предположения о том, сколько оттенков может быть у голубого. Может, и это рекорд. И на таком-то острове и без наших? — вправе поинтересоваться никогда не слыхавший о Сайпане читатель. И будет в своих предположениях прав. Без них действительно никуда. Даже если весь остров 23 километра в длину и 8 километров в ширину. 

Русский след через годы, через расстояния

       Гордон Марсиано мало сомневается, что на Северных Марианских островах, одним из которых и является Сайпан, первые русские появились лет пятьсот назад, то есть до того момента, как в 1521 году там высадились Магеллан и его команда, считающиеся европейскими первооткрывателями этих территорий. Если у Магеллана, который, надо думать, не понял, что туземцы живут по принципу "все мое — твое, и наоборот", отношения с ними не сложились до такой степени, что он назвал Марианы "островами воров" и даже так обозначил их на карте, то у опередивших его русских китобоев все как раз получилось.

        В доказательство Гордон предъявляет себя самого и не без гордости говорит, что его бабушка носила фамилию Алдан в честь одноименной сибирской реки, на берегах которой, по убеждению сайпанца, и проживал покоривший сердце местной красавицы его российский пращур. Похоже, впрочем, что Гордон слегка ошибается. Трудно представить себе русских китобоев на Алдане задолго до покорения Сибири Ермаком. Тем не менее история красивая.

        На Сайпане вообще все красиво. "Сейчас русских на Сайпане живут человек 20 — турагенты, гиды, инструкторы по дайвингу и даже хозяин ресторана русской кухни", — рассказывает Татьяна, менеджер по продажам в одном из лучших отелей острова Fiesta Resort & Spa. Когда-то она жила на другом острове, который тоже на "Са" начинается, на "н" кончается, да и расположен почти на той же долготе, только значительно севернее — на Сахалине. Так уж получилось, что Таня и ее будущий муж Винсент попали учиться в заштатный американский городок рядом с Сиэтлом на противоположной стороне Тихого океана. Там-то и начался их вариант истории про то, как люди встречаются, влюбляются, женятся.

         Отпускать девушку своей мечты в Россию молодой сайпанец не захотел, вот и стала Таня Алексеева, перебравшись с холодного острова на теплый, Таней Бабаута. Ее мама, читавшая письма будущего зятя со словарем, дочь благословила. Так же поступили и родители Винсента, тем более что ранее на другой сахалинской девушке уже успел жениться и еще один их сын, а остальные взяли себе в жены других иностранных поданных — кто немку, кто вьетнамку, а кто американку или филиппинку.

         "На Сайпане как правило большие семьи, поскольку большинство местных жителей католики, а аборты на Северных Марианах запрещены законом, и здесь за них судят как за убийство", — поясняет Татьяна. Став подлинной патриоткой Сайпана, Таня мечтает, чтобы ее любовь разделило как можно больше соотечественников. Туристы из России, во всяком случае пока, в явном меньшинстве, хотя их здесь, похоже, и больше, чем других европейцев. Преобладают же азиаты, в первую очередь японцы, число которых измеряется многими десятками тысяч в месяц, а также китайцы и корейцы, тем более что от Токио до Сайпана лететь три с половиной часа, да и от Шанхая или Сеула примерно столько же.

          Наши же соотечественники стали было осваивать Сайпан в начале 90-х. Дефолт этот процесс несколько приостановил, но сейчас кривая, отражающая число туристов из России, вновь пошла вверх. И у каждого находятся свои причины влюбиться в остров навсегда. Любитель дайвинга Евгений специально приехал сюда на пару дней, наслушавшись рассказов про Гротто — уникальнейший по красоте подводной архитектуры дайв-сайт Сайпана, и уезжает в полном восхищении, хотя и предупреждает, что выход в океан через сложную систему подводных гротов — не для начинающих ныряльщиков. Если вы вообще никогда не ныряли, то на Сайпане и в его окрестностях найдется немало других сайтов, а всему, что нужно, вас научат русские дайв-гиды.

        Впрочем, и людям, которым акваланги на дне и даром не нужны, на Сайпане тоже хорошо. "В прошлом году мы были в Эмиратах, — делится впечатлениями Михаил, приехавший на Сайпан с женой и дочкой после марш-броска по достопримечательностям Японии. — Там, конечно, тоже хорошо. Но это, понимаете, такой, как бы сказать, Диснейленд. А здесь все настоящее". Сайпанские власти русским гостям всегда рады и готовы принимать чартерные рейсы из России. Таня и ее соратники со своей стороны заботятся о том, чтобы они здесь чувствовали себя как дома и множились числом. В "Фиесте" благодаря энергичной сахалинской девушке персонал почти без акцента говорит: "Доброе утро" и "Спасибо", все необходимые справочные материалы можно получить на русском языке, на специальном стенде есть русские книги и журналы, а в баре — русское караоке. 

Народность, которой нет?

         Попробуйте отыскать в словаре или в Интернете слово "чамолинец". Лично мне оно попалось только один раз, да и то вследствие опечатки. И тем не менее есть такое слово. Во всяком случае, именно так себя называет упоминавшийся выше Гордон, который, хоть и гордится тем, что в его жилах течет русская, а также испанская, португальская и даже японская кровь, очевидный приоритет отдает более мощным своим корням, поскольку большинство его предков принадлежало к народности чаморро и каролинцам, то есть жителям Каролинских островов, расположенных к югу от Марианских.

       Чаморро, которые предположительно являются выходцами из Юго-Восточной Азии, — коренное население Сайпана и других Марианских островов. Появились они там, как полагают, около 1500 лет до н.э. Чаморро умели вытачивать из скал сваи, которые служили фундаментом для их жилищ, ловить рыбу, делать отравленные трупным ядом стрелы из человеческих костей и готовить мясо фруктовых (т.е. питающихся фруктами) летучих мышей в кокосовом молоке — местный деликатес. Его и сейчас можно отведать на острове Рота.

         На островах царил матриархат, и хотя вождями были мужчины, их выбирали исключительно женщины. Слабый пол вообще много себе позволял. Скажем, возвращается муж все с той же рыбалки домой и хочет порадовать жену хорошим уловом. Не тут-то было. Обувь его за порогом, а это значит развод по-чаморрски, ищи себе другую суженую. Эталоном женской красоты считались белые волосы и черные зубы. Для достижения идеала волосы отбеливали размельченными кораллами, а зубы подтачивали, достигая желаемой черноты посредством жевания всевозможных трав. Лучшими супругами считались женщины с богатым сексуальным опытом. А вот мужчинам права на измену никто не давал, с неверным мужем никто не разговаривал, включая его родственников, к которым уходила жить обманутая жена. Детей не ругали и тем более не били, те отвечали беспрекословным послушанием, а если были чем-то недовольны, то показывали, что сердятся, бросая песок через плечо.

        В 1565 году острова объявили своими испанцы, которые, кажется, и решили называть туземцев чаморро. Однако созданная Магелланом репутация островов отпугивала от них европейских моряков еще добрую сотню лет. Ситуация резко изменилась в 1668 году, когда на острова прибыли миссионеры Ордена иезуитов во главе с преподобным Диего Луисом де Сан Витторесом для того, чтобы обратить туземцев в католичество. Кстати, именно в те годы Марианские острова обрели свое нынешнее название в честь принцессы Марии Анны — будущей наследницы испанского престола. Иезуитскую операцию по превращению чаморрро в правоверных христиан кто-то, может, назовет успешной. Во всяком случае, и сейчас на Сайпане преобладает католицизм.

        Однако тогда все было совсем не просто. Преподобный Сан Витторес был убит вождем Матапангом при попытке крестить его сына. Испанцы в ответ согнали туземцев на самый южный из Марианских остров — Гуам, тогда как Сайпан, Тиниан и другие острова опустели. Испанская колонизация вообще дорого обошлась местному населению. Его численность, главным образом из-за европейских болезней, от которых у местных жителей не было иммунитета, сократилась примерно с 50 тысяч человек до 6000, а по некоторым данным, и до полутора тысяч человек.

        Новый коренной перелом наступил в 1815 году, когда на Марианы на флотилии каноэ прибыла группа жителей Каролинских островов во главе с вождем с труднопроизносимым именем Агхурубв. Легендарный мореплаватель привел туда своих людей, отправившихся искать лучшей доли после катастрофического тайфуна. На Сайпане он вообще никого не нашел, дав острову название "Сейпель", что в переводе означает "пустая поездка". Название за островом закрепилось, но позднее несколько перевралось и трансформировалось в нынешнее — Сайпан.

        Отыскав-таки на островах начальство в виде испанского губернатора, Агхурубв испросил у него разрешения на то, чтобы там навеки поселиться, и получил "добро", а также трость с шляпой впридачу. С этими атрибутами вождь и увековечен в виде памятника на сказочном по красоте и считающимся одним из лучших в мире мест для снорклинга, то есть плавания с маской и трубкой, коралловом островке Манагаха, до которого от Сайпана минут 10 езды на легком катере. Предание гласит, что там он и похоронен, причем стоя, дабы свести к минимуму опасность того, что кто-то наступит на его могилу. Так на Марианах чаморро стали сосуществовать с каролинцами, которые выше, имеют более темный цвет кожи и на "ты" с силами природы.

        Гордон уверяет, что его дед-каролинец мог, например, в самый жуткий ливень движением руки очертить квадрат, и там дождь прекращался. Впрочем, говорит потомок русского китобоя, за многие годы чаморро настолько перемешались с каролинцами, что сейчас в чистом виде нет ни тех, ни других, а есть лишь чамолинцы, к коим он причисляет и себя самого. Строго говоря, и этот неологизм не столь уж точен, поскольку местные жители смешивались и с испанцами, и со сменившими их в конце XIX века немцами, которые купили острова после испано-американской войны за 4 миллиона долларов, и японцами, которые прогнали немцев во время Первой мировой войны и именно здесь помимо всего прочего изобрели сахар-рафинад, и американцами, разгромившими, в свою очередь, японцев и — эврика! — придумавшими здесь почту DHL — экспресс-доставку корреспонденции и посылок. И как-то, тем не менее, остались самими собой, то есть чамолинцами. И кому какое дело до того, что такого слова нет в словарях? 

Полет над Скалой самоубийц

         Много лет Дэвид Саблан видит один и тот же сон. "Мне снится, как я шагаю в воздухе над Скалой самоубийц, — говорит он. — Сначала я иду по земле, но потом мое тело становится легким, и я поднимаюсь над скалой. После этого я просыпаюсь. Я, конечно же, не летаю, но я жив и уже поэтому счастлив". Процветающему сайпанскому бизнесмену было 9 лет, когда началась война, но он помнит ее ясно и отчетливо. Для жителей Сайпана она началась в декабре 1941, когда вслед за налетом на Перл-Харбор японские войска 10 декабря вторглись на Гуам — единственный из Марианских островов, который тогда принадлежал не японцам, а американцам. "Японцы рассматривали нас как людей третьего сорта, — вспоминает Саблан. — Первым были они, далее шли окинавцы, жители Сайпана и, наконец, корейцы, которым был отведен четвертый сорт. Третьему сорту, например, после 6 часов вечера запрещалось ловить рыбу, купаться. Максимум — пойти за покупками, да и то только в тот магазин, который они укажут.

        Японцы нам говорили, что американцы — страшные люди, что они убьют всех мужчин, а женщин заберут с собой. Нам, школьникам, учителя вдалбливали это в голову. Нам говорили: берите серпы и режьте им ноги". После первых успехов японцев, вызванных фактором внезапности, чаша весов в войне на Тихом океане стала все больше склоняться в пользу США и их союзников. "Остров был перенаселен японскими военными, — вспоминает Саблан. — Я думаю, японцев здесь тогда было 50-60 тысяч. Американские подлодки уничтожали все японские корабли, которые следовали мимо. Многие японцы погибали, но некоторых спасали, и они оставались на Сайпане". Жителям Сайпана в очередной раз тогда пришлось несладко. "Всех школьников заставляли вручную строить чрезвычайную взлетно-посадочную полосу для японских самолетов длиной в милю, — говорит Саблан. — Я работал целый год. Мы таскали песок, камни. Бесплатный труд. Современный международный аэропорт был взлетно-посадочной полосой для японских военных самолетов".

         Взрослым было еще хуже. Деда Гордона, который не послушался японских военных, те подвесили на кресте и продержали так трое суток без еды и питья в назидание другим островитянам. Отца Дэвида, который говорил на семи языках, японцы обвинили в шпионаже и продержали два месяца в тюрьме, но так и не нашли никаких доказательств. Момент истины наступил в 1944 году, когда на Сайпане произошло одно из самых кровопролитных сражений в ходе войны на Тихом океане. "Американцы начали постоянные бомбардировки 10 июня 1944 года, — продолжает мой собеседник. — Это было воскресенье. Я никогда не забуду. Мы до конца не понимали, что происходит. Самолеты сражались в воздухе, падали на землю, множество пушек вели огонь. Отец сказал, что американцы высадятся. И мы спрятались в пещере. Мы жили там три недели и питались только сахарным тростником. Через несколько дней бомба упала рядом со входом в пещеру. Трава, кусты, деревья — все горело. Нас было 50 человек в пещере. Мы слышали, как японцы кричат "банзай". Бомбардировки продолжались пять дней подряд по два раза в день — утром и вечером.

       А 15 июня с западной стороны Сайпана началась высадка десанта. Американских кораблей было столько, что не было видно горизонта. В первой половине августа американцы окончательно захватили Сайпан. Японский командующий сделал себе харакири в пещере, которая была командным пунктом. Японцы ждали, что с Филиппин придут на подмогу их корабли, но они не пришли, потому что американцы получили об этом информацию и отправили самолеты, которые их разбомбили. Японский командующий перед тем, как вспороть себе живот, написал записку, приказав подчиненным также покончить с собой. И они шли на Скалу самоубийц и разбивались о камни, прыгая с 200-метровой высоты. Другие хотели умереть за своего императора как можно ближе к Японии и отправились с командного пункта на Скалу Банзай, где они тоже делали харакири и прыгали в море. Тех, кто сдался, в 1945 году отправили в Японию, но таких было очень мало.

       Точно никто не знает, но со скал в море прыгнули и три или четыре тысячи японских гражданских лиц. Общее число японцев, погибших на Сайпане, приближается к 50 тысячам. Марианские острова сыграли и еще одну роль в последние дни Второй мировой войны. Именно отсюда, с соседнего с Сайпаном острова Тиниан, в августе 1945 года бомбардировщики В-29 отправились бомбить Хиросиму и Нагасаки. Американские бомбардировки Сайпана по своим последствиям были не столь разрушительными, однако в результате авианалетов и наземных боев растительность на острове выгорела настолько, что американским же самолетам позднее пришлось кружить над островом, сбрасывая семена, чтобы ее восстановить.

       Местной флоре это придало неповторимое своеобразие. Еще до американцев, впрочем, к этому приложили руку и японцы, которые завезли на Марианы так называемые "пылающие деревья", огненно-красные цветы которых стали символом островов.

        Среди японцев на Марианских островах оказались и такие, для кого война окончилась значительно позже. Летом 1944 года до острова Анатахан добралась свыше 30 японских мужчин и одна женщина Кадзуко Хиги с потопленных американцами кораблей. Они не ведали, что война давно закончилась, и выживали как могли в хижинах из пальмовых листьев, питались кокосами, сахарным тростником, рыбой и ящерицами, курили сушеные листы папайи и пили кокосовую бормотуху под названием туба.

       Кардинальные перемены наступили в январе 1945 года, когда на остров рухнула летавшая бомбить японский город Нагоя "суперкрепость" В-29. Из обломков фюзеляжа японцы сделали ножи и крыши для жилищ, из парашютного шелка справили обновки, а пистолеты, которые были изъяты у погибших американских летчиков, стали решающими аргументами в спорах по поводу того, кто будет очередным "мужем" Кадзуко Хиги. То из-за "жены", то из-за еды, а то и просто после очередного принятия внутрь тубы мужчины устраивали поножовщину, в результате чего японское население острова сократилось на шесть-семь человек. В июле 1950 года, приметив рядом с островом американский корабль, Хига покинула соотечественников на Анатахане. Японских мужчин на острове удалось убедить лишь после того, как по просьбе американцев их родственники в Японии написали письма, сообщив, что война давно окончилась, что японцы теперь с американцами дружат и что лучше не дурить, а сдаться.

        Письма были оттиражированы и сброшены на остров с воздуха, и в июне 1951 года японцы согласились сдаться капитану прибывшего с Сайпана американского буксира "Кокопа". Похоже, что они стали последними, кто сдался во время Второй мировой войны. Национальными героями в Японии, впрочем, стали не они, а сержант Сеити Иокои, который свыше 26 лет после окончания войны скрывался в джунглях самого южного из Марианских островов — Гуама, был обнаружен лишь в 1972 году, так и не сдался, был репатриирован на родину, еще четверть века прожил с японской женой, написал бестселлер об искусстве выживания, безуспешно баллотировался в парламент и умер в 1997 году в возрасте 82 лет от сердечного приступа.

          "После того как американцы захватили Сайпан, они предоставили нам полную свободу, и мы смогли жить так, как сами захотим", — говорит Дэвид Саблан. На деле остров фактически сразу после окончания войны оказался под управлением США. На протяжении последних трех десятилетий Содружество Северных Марианских островов, куда входят все Марианы кроме Гуама, являющегося владением Соединенных Штатов, имеет статус "свободно присоединившейся" к США территории. На практике это означает, что на островах действует местное самоуправление, но внешняя политика, оборона и финансы находятся в ведении американцев. А вот становиться 52-м штатом США — нет уж, увольте. "Нам и так хорошо в Содружестве. Мы свободны. Свободны приглашать к себе кого угодно, скажем, друзей из России (американская виза, кстати, при въезде на Сайпан не требуется, а достаточно разрешения, которое выдают иммиграционные власти по просьбе отеля). Если мы станем американским штатом, то нам придется платить налоги за свою землю. Посмотрите на Гуам, который стал территорией США. Там многие потеряли землю своих предков, потому что не смогли платить за нее налоги. А я не хочу терять землю своих предков. Я видел Гавайи. Мне жалко гавайцев. Поэтому мы и говорим: оставьте нас в покое, у нас и так все о’кей. Мы не хотим ставить под угрозу будущее своих детей".

         Хотя официальный язык на Сайпане, равно как и на других островах Содружества, английский, денежная единица — доллар, а звонить туда нужно через "1", как в Соединенные Штаты, иногда создается впечатление, что это какая-то ошибка, настолько здесь много японцев. Они восстановили свое присутствие на Сайпане до такой степени, что даже некоторые китайские рестораны имеют здесь японские названия. Местные жители не против, отчасти из чисто арифметических соображений, поскольку если где-то убавится, то столько же и прибавится, а расходы состоятельных туристов из Японии в значительной мере обеспечивают острову экономическое процветание. Однако, возможно, еще важнее то, что чамолинцы вообще потрясающе дружелюбны, улыбаются не по долгу службы, а просто потому, что улыбчивы, готовы любого зазвать на барбекю на берегу моря и не гонят даже татуированных японских якудза, если те, разумеется, не делают ничего противозаконного, хотя на пляжах в ряде стран региона им загорать категорически запрещено.

        Газета "Сайпан трибюн" поведала о том, как японский врач Хироюки Мэйда, уже десять лет подряд приезжающий на Сайпан из Токио, прибыл на остров в юбилейный 100-й раз. Почему? Да потому что нравится. Может, действительно есть на этом острове, где синее море никак не может подобрать себе колор и где живут умеющие останавливать дождь люди, что-то волшебное и притягивающее неведомым магнитом. Даже тех, кто так и не смог отведать жаркое из фруктовых летучих мышей в кокосовом молоке.

Владимир Солнцев

30.06.2006

Источник: Эхо планеты